Одаренные дети

Рубрика: Одаренные дети

Работа с одарёнными детьми в старшей школе

Автор: | Опубликовано в: Методичка, Одаренные дети | Дата: 12 янв 2012

Тренинг, совершенствующий восприятие, «засорённое» привычностью:
  • Упражнение из цикла «смотреть и видеть». Учитель даёт задание смотреть на предмет. От них требуется запечатлеть предмет в памяти, чтобы не забыть потом. Для этого предлагается рассматривать предмет с целью: работать с ним, нарисовать, продать.
  • На что похоже?  Учитель даёт возможность рассмотреть символ, и увидеть, на что он был бы похож, будь рисунком.
  • На одну букву. Пока учитель считает до 30, найти и запомнить все предметы, название которых начинается на … букву.
  • На несколько букв. Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на 3 выбранные буквы.
  • Переключение внимания. Ученики рассматривают предмет в руке, а по команде переводят глаза на стену. Потом опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места. Где остановились. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
  • Что нового? Проверяя степень развития наблюдательности, и снимая напряжение, учитель спрашивает в начале урока: «что нового вы заметили сегодня в кабинете?».
  • Экран внутреннего действия. Цель упражнения – показать, что мы видим всё, о чём нам рассказывают, только не всегда это осознаём
  • «Не думать о белом медведе». Упражнение продолжает предыдущее. Учитель даёт задание не думать о белом медведе в течение нескольких минут, а потом спрашивает, как это им удалось. Важно, чтобы ученики пришли к выводу, чтобы не думать о белом медведе, нужно подумать о чём-то другом, например, о чёрной собачке.
  • Метафоры. Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснут». 
  • Наполнение слов. Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, какое оно.
  • Зримые разговоры. Нужно постараться непрерывно видеть всё, о чём слушаешь.
  • Цепочка ассоциаций. Оттолкнувшись от какого-либо слова, отыскиваем ассоциации, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
  • Переходы. Необходимо посмотреть на своих товарищей по полукругу, обратить внимание на цвет волос каждого, затем поменяться так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом – потемнее, слева – с самыми тёмными. Упражнение выполняется молча. Каждый ученик, сидя на месте, ориентируется, куда он должен перейти. И по хлопку учителя все молча меняются местами. То же – по алфавиту фамилий, имён, росту.
  • Развитие координации движений. Правой рукой описать в воздухе цифру 7, а левой ногой на полу нарисовать 8.
  • «Юлий Цезарь». Перемножить мысленно 2 многозначных числа и в то же время писать на листке хорошо известное стихотворение, читать вслух стихотворение, а на бумаге перемножить 2 многозначных числа.
  • Слышать только одного. Два человека читают вслух одновременно незнакомый текст. Из учеников класса одни получают задание слушать только первого, другие – другого. После – обсуждение, пересказ услышанного. Интересно проверить, кто одинаково хорошо слышал одновременно обоих.
Тренинг творческого восприятия, направленный на повышение стрессоустойчивости, даёт ребёнку возможность пережить радость от создания творческого продукта, позволяет наладить контакт с классом, заслужить доверие учеников.

Одарённые дети с трудностями в обучении

Автор: | Опубликовано в: Методичка, Одаренные дети | Дата: 9 янв 2012

Понятие одарённости зачастую превращается в стремление к высокой успешности во всех областях учения. Родители часто не понимают того, что ребёнок может испытывать огромные трудности, например, в чтении (дислексия) и всё-таки быть одарённым. Известно, что Альберт Эйнштейн и Ганс Х. Андерсен, Опост Роден и Вудро Вильсон были дислектиками и «гадкими утятами» в школе Далее...

Одарённый ребёнок... Как его узнать?

Автор: | Опубликовано в: Методичка, Одаренные дети | Дата: 8 янв 2012

Человек – цель в себе, и нельзя
Превращать его в цель для других.
И. Кант.
Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получить определённый объём знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, к творчеству. Воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования.
Общение с одарёнными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет ему чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Однако необходимо начать с выяснения сущности понятия «способности». Б.М. Теплов под способностями понимает индивидуально – психические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности, и которые не сводятся к знаниям и умениям. Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. Дж. Рензулли выделяет модель, в которой сочетаются три характеристики: интеллектуальные способности, креативность, настойчивость. Одарённые дети все очень разные, но их объединяет так называемая умственная активность, страсть к познанию – это главная потребность одарённого ребёнка, независимая от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, и т.п.
Особенности одарённых детей... Далее...