Одарённый ребёнок... Как его узнать?

Автор: | Опубликовано в: Методичка, Одаренные дети | Дата: 8 янв 2012

Человек – цель в себе, и нельзя
Превращать его в цель для других.
И. Кант.
Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получить определённый объём знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, к творчеству. Воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования.
Общение с одарёнными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет ему чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Однако необходимо начать с выяснения сущности понятия «способности». Б.М. Теплов под способностями понимает индивидуально – психические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности, и которые не сводятся к знаниям и умениям. Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. Дж. Рензулли выделяет модель, в которой сочетаются три характеристики: интеллектуальные способности, креативность, настойчивость. Одарённые дети все очень разные, но их объединяет так называемая умственная активность, страсть к познанию – это главная потребность одарённого ребёнка, независимая от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, и т.п.
Особенности одарённых детей...
  • Одарённые дети способны заниматься несколькими делами сразу.
  • Они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
  • Часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
  • У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  • Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный вид, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.
  • Большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
  • Легко справляются с познавательной неопределённостью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
  • Одарённый ребёнок способен длительное время концентрировать своё внимание на одном деле, он буквально погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
  • Этим детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далёкие проблемы и свои личные.
  • В возрасте 2 – 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, игру слов.
  • Постоянно пытаются решать проблемы, которые им  пока ещё «не по зубам».
  • Характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.
  • Чрезвычайно восприимчивы к не речевым проявлениям чувств, молчаливому напряжению вокруг них. 
  • Часто обладают экстрасенсорными способностями.
  • Часто негативно оценивают себя, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.
  • Спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна.
  • Иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы.
  • Они часто стремятся доводить всё до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребёнка.
  • Отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.
  • В общении между собой одарённые дети производят впечатление говорящих разом и не слушают друг друга.
  • Часто поправляют других и всегда считают себя правыми.
  • Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить с взрослыми людьми.
  • Одарённым детям недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
Системный подход к обучению и воспитанию одарённых учащихся, с учётом вышеперечисленных особенностей, своевременная диагностика их способностей, программное обеспечение, предъявление знаний высокого творческого уровня, а также профессионализм учителя, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Оставьте комментарий!





grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)