янв
8
Одаренный ребенок... Как его узнать?
Автор: Методичка, Одаренные дети | Дата: 8 янв 2012
| Опубликовано в:Человек – цель в себе, и нельзя
Превращать его в цель для других.
И. Кант.
Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получить определенный объем знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, к творчеству. Воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования.
Общение с одаренными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет ему чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Однако необходимо начать с выяснения сущности понятия «способности». Б.М. Теплов под способностями понимает индивидуально – психические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности, и которые не сводятся к знаниям и умениям. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. Дж. Рензулли выделяет модель, в которой сочетаются три характеристики: интеллектуальные способности, креативность, настойчивость. Одаренные дети все очень разные, но их объединяет так называемая умственная активность, страсть к познанию – это главная потребность одаренного ребенка, независимая от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, и т.п.
- Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу.
- Они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
- Часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
- У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
- Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный вид, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях.
- Большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
- Легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
- Одаренный ребенок способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
- Этим детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы и свои личные.
- В возрасте 2 – 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию.
- Хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, игру слов.
- Постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще «не по зубам».
- Характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.
- Чрезвычайно восприимчивы к не речевым проявлениям чувств, молчаливому напряжению вокруг них.
- Часто обладают экстрасенсорными способностями.
- Часто негативно оценивают себя, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.
- Спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна.
- Иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией, навыками ручной работы.
- Они часто стремятся доводить все до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребенка.
- Отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.
- В общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушают друг друга.
- Часто поправляют других и всегда считают себя правыми.
- Если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить с взрослыми людьми.
- Одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
Системный подход к обучению и воспитанию одаренных учащихся, с учетом вышеперечисленных особенностей, своевременная диагностика их способностей, программное обеспечение, предъявление знаний высокого творческого уровня, а также профессионализм учителя, - все это приведет к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.
Оставьте комментарий!