ИКТ в работе учителя биологии и химии

Автор: | Опубликовано в: Методичка, Методика преподавания, Статьи | Дата: 26 дек 2011

Не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Вместе с тем, в практике современного воспитательно-образовательного процесса педагоги нередко сталкиваются с отсутствием познавательного интереса у учащихся, что  во многом определяет низкое качество усвоения знаний и способов деятельности. Причин тому великое множество. Многие из них определяются возросшими требованиями к учащимся в рамках школьных учебных предметов, и, как следствие этого, наблюдается снижение уровня учебной мотивации у учащихся вплоть до полного психологического отказа  от учебной деятельности вследствие неспособности личности усвоить весь объем знаний в соответствии с требованиями современных государственных образовательных стандартов. Одним из выходов из данного «образовательного тупика» может стать использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ:

 позволяет развивать умение анализировать, моделировать, прогнозировать, совершенствовать практические навыки учащихся в работе на ПК, получении информации из различных источников, формировать критическое отношение к получаемой информации; 

 позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся при изучении физики и математики; помогает усвоению учебного материала при отсутствии интереса к предмету у ученика, когда он считает, что предмет ему в дальнейшем не нужен, при отсутствии способностей к изучению точных наук, при отсутствии лабораторного оборудования для демонстрации эксперимента.

В своей работе я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1.  урок с мультимедийной поддержкой: в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов;

2.   урок проходит с компьютерной поддержкой: несколько компьютеров, за ними работают все ученики одновременно или по очереди;

3.  самостоятельная (индивидуальная) работа учащихся дома;

4. внеклассная работа с использованием ИКТ (исследовательско – проектная деятельность);

5. работа по подготовке к ЦТ, предметным олимпиадам (индивидуальная работа);

6. работа учителя по теме самообразования.

1-2. ЭСО не заменят объяснения учителем новой темы или выполненную собственноручно лабораторную или практическую работу. Однако существуют темы, в которых применение анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся (темы «Строение атома», «Строение электронных оболочек атомов», «Типы химических связей», «Механизмы химических реакций»). Использование ИКТ позволяет рассматривать на уроках химии демонстрационные опыты взрыво- и пожароопасных процессов, реакции с участием токсических и радиоактивных веществ, всего, что представляет большую опасность для обучаемого. Кроме того, только благодаря ЭСО на уроке биологии можно продемонстрировать  механизм работы сердца, дыхательные движения, движения крови по сосудам, процесс эмбрионального развития и др.

ЭСО использую также для контроля и самоконтроля обучающихся (интерактивные задания в конце изучаемой темы помогают обучающимся субъективно оценить свои знания).

Использование компьютерных программ решает ряд важных задач: - делает  процесс обучения наглядным; - повышение объективность оценки ответов; -  позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; - сокращает  время проверки знаний учащихся. Для учителя становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей, облегчает процесс подготовки к урокам. Учащиеся смогут быстрее переключаться от одной формы  обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать на экране нужные условия и состояния природной среды), что позволит объяснить на уроке больше материала. 

3. При выполнении творческих работ (рефераты, тесты, презентации) учащиеся все чаще пользуются не библиотекой, а Интернетом. В этом можно найти не только «+» (овладение навыком работы в сети Интернет и Power Point, развитие критического мышления при отборе материала), но и «-»: учащиеся очень часто «скачивают» первый попавшийся материал, иногда даже не относящийся к теме, не удосуживаясь его хотя бы прочитать, найденный материал не редактируют и даже не удаляют авторов публикаций. Именно по этой причине я в своей деятельности очень редко использую данный вид деятельности учащихся (вернее, очень редко ставлю отметки за данный вид деятельности).

4. Сегодня, наверное, ни один вид внеклассной деятельности не мыслим без применения современных ЭСО. Это  конкурсы,  викторины,  интеллектуальные игры,  фильмы и многие другие формы работы.  Несомненно ИКТ делает мероприятия более зрелищными, наглядными, информативными, современными и динамичными. Я же хочу больше обратить внимание на применение ИКТ в области исследовательско – проектной деятельности. 

В первую очередь, исследовательско – проектный метод – это активный поиск необходимой информации (анализ литературы, методик). Сегодня облегчает этот поиск сеть Интернет. Во – вторых, это статистическая обработка данных (ни одна работа в области химии и биологии не будет даже рассматриваться на конкурсе без наличия этих данных). И опять к нам на помощь приходят не только калькуляторы, но и статистические сайты. Сама работа также представляется не в рукописном виде, учащиеся при наборе применяют навыки / учатся работать  в Word, Exsel и Power Point.

Чем  учитель может помочь своим ученикам при проектно – исследовательской деятельности? Ответ прост: направить поиск информации в  нужном направлении, не  делая выбор за ребенка; помочь рационально распределить свое время, организуя деятельность дистанционно. В настоящее время пробую работать при помощи собственного сайта. Здесь для юных исследователей создана рубрика «Исследователь», где размещена вся необходимая информация. Проектно – исследовательская  деятельность учащихся  проходит в несколько этапов:

1 – подготовительный. Тестирование учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, составление общего плана работы с учетом способностей и интересов детей.  Теоретическая подготовка учащихся (основы экологии). Ознакомление с сайтом (https://karpolya.ru). 

2 – начальный. Выбор учащимися темы исследования и  знакомство с методами работы (https://karpolya.ru/metodika). Изучение  материала по теме исследования (литература, Интернет). Распределение работы между участниками группового исследовательского проекта. 

3 – основной. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации исследовательского проекта (описание района  исследования; накопление фактов, наблюдений, доказательств). На данном этапе также предполагается общение участников проекта посредством сайта (форум).

4 – обработка материала.  Систематизация и анализ полученных данных. Обсуждение способов оформления конечных результатов. Подведение итогов, оформление результатов. Требования к оформлению проектно – исследовательской работы (https://karpolya.ru/rules-oformlenie), как и способы статистической обработки (https://karpolya.ru/page/statisticheskaja-obrabotka-rezultatov) изучаются  учащимися самостоятельно, при необходимости учитель оказывает помощь.

5 – заключительный. Представление результатов выполненных работ в виде материального продукта (доклад, реферат, газета, модель, план, схема, график и т.п.). Презентация исследовательской работы (заочная - https://karpolya.ru/examples и очная). Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов.  Рефлексия.  Внесение корректив в работу и оформление отчета (на сайте, конференциях, печатных изданиях). Результаты участия в НПК располагаются на сайте https://karpolya.ru/dostijeniya. 

5. В индивидуальной работе при подготовке к предметным олимпиадам (7 класс) и ЦТ (11 класс) активно использую ЭСО (все перечисленные выше), обязательно включая задания по проверке знаний. Данные программы предоставляю детям для домашней подготовки.

6. Использование  компьютера в учебном  процессе дает возможность более эффективно работать по темам самообразования, накопить в банке данных  необходимый дидактический материал. Все свои наработки я храню в электронном виде, что, несомненно, более удобно. В данный момент я работаю над заполнением своего сайта (karpolya.ru), который предназначен прежде всего для учителей химии и биологии, но также является моей методической копилкой.

В качестве заключения хочется отметить, что ИКТ могут быть применены на любом уроке, поэтому необходимо планировать, что и когда применить для более эффективного результата.  Несомненно, что компьютер не может полностью заменить учителя, химический и биологический эксперимент нужно проводить всегда, когда есть возможность, применение компьютера на каждом уроке невозможно как с практической точки зрения (не в каждом кабинете есть такая возможность, в школе только 1 мультимедиапроектор), но, к тому же, это может привести к нарушению санитарных норм. Т.е., необходимо идти в ногу со временем, используя современные технологии и средства обучения, но не забывать при этом самый эффективный способ взаимодействия учителя и ученика – живое общение.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Оставьте комментарий!





grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

(обязательно)